Игры с кинетическим песком

Методики раннего развития. Что выбрать?

Автор: Дарья Феськив

Игры с кинетическим песком

Современные родители думают о благополучии своих детей и стремятся вложить в них максимум полезных знаний и умений. Поэтому в наши дни раннее развитие детей стало особенно популярным. Так сложилось, что у этого направления есть сторонники, а есть ярые противники. Произошло это из-за некорректного понимания термина.

Раннее развитие – это интенсивное развитие психических и физических функций ребенка в раннем возрасте (до 3-х лет), а не преждевременное обучение. Его цель – стимуляция способностей ребенка в наиболее благоприятном (сенситивном) для их развития возрасте. Так, например, в первый год жизни приоритетным является сенсорное развитие детей и развитие их моторных навыков. Далее на первый план выходят речь и движение.

Обучение в раннем возрасте способствует активному формированию нейронных связей ребенка. Дети впитывают информацию, как губка. И чем больше каналов получения информации задействовано, тем крепче связи.

Подход к развитию должен быть комплексным, ориентированным на продуктивное интеллектуальное, физическое, социальное и эмоциональное развитие ребенка. Об этом важно помнить при выборе методики. Мы рассмотрим три популярные и всеобъемлющие методики. Узконаправленные системы, нацеленные на формирование отдельных навыков, я в данный обзор включать не буду. 

Методика Монтессори

Наиболее известная и востребованная методика. В ней есть три основополагающих элемента: ребенок, окружающая обстановка, педагог.

Система Монтессори нацелена на самостоятельное обучение через свободу выбора. Для этого, в первую очередь, нужно грамотно организованное образовательное пространство. Педагог же занимает наблюдательную позицию (не пассивную), при необходимости направляет и помогает.

Игрушки монтессори

Монтессори класс разделен на несколько зон: языковую, математическую, сенсорную, практическую и естественнонаучную. Каждая наполнена определенными учебными материалами и предметами, работая с которыми, ребенок развивает различные навыки.

Возраст: от 0 до 6 лет

 

Плюсы

  1. Развитие навыка самостоятельности
  2. Развитие навыка самодисциплины
  3. Развитие мелкой моторики
  4. Активное развитие левого полушария
  5. Разнообразие дидактических материалов

Минусы

  1. В меньшей степени задействовано правое полушарие
  2.  Мало внимания уделяется коллективной работе
  3. Требуются специализированные центры и дидактические материалы

Вальдорфская педагогика

Ребенок поливает растение

Эта методика не похожа на традиционные образовательные подходы. Она основывается на учении Рудольфа Штайнера – антропософии (наука о духе).

Система нацелена на развитие природных способностей и формирование уверенности. Приоритет отдается чувственно-эмоциональной сфере, нежели интеллектуальной. Воспитание дошкольников происходит по принципу подражания. 

Упор идет на развитие через творчество, культуру и практическую деятельность. Вальдорфская система запрещает использование гаджетов. Насколько это критично в раннем возрасте – решать вам. 

Возраст: от 3 до 7 лет

Плюсы

  1. Творческое развитие
  2.  Индивидуальный подход
  3.  Отсутствие оценочной системы
  4.  Свободная игра
  5.  Игрушки из натуральных материалов

Минусы

  1. Отсутствие подготовки к школе
  2. В меньшей степени задействовано левое полушарие
  3. Сложности взаимодействия ребенка с другими, более классическими, системами образования

Реджио педагогика

Зародилась в послевоенное время в Италии, когда педагоги объединились с родителями и детьми для работы над восстановлением общества и созданием новой системы. Философию и методику для реджио садов разработала группа педагогов под руководством Лориса Малагуцци.
Отличительная черта подхода – проектная деятельность. 

Воспитатель с ребенком

За основу проекта берется самый главный интерес ребенка, а творить можно на любом подходящем языке самовыражения. Ограничений по длительности нет. Важен сам процесс, а не результат. Детей знакомят с миром и учат выражать себя разными способами.

В реджио-педагогике взрослый выполняет не ведущую роль, а скорее роль партнера: помогает, поддерживает, направляет. Также педагог наблюдает за детьми, общается с ними, слушает их вопросы и реплики, записывает полученную информацию, снимает фото и видео, а потом анализирует. Большое внимание уделяется организации пространства.

Реджио не является полноценной методикой с определенными приемами, сертификацией учителей и аккредитацией учебных заведений. Сегодня этот педагогический подход популярен в разных странах, активно набирает обороты и считается одним из наиболее перспективных. 

Возраст: от 1 до 6 лет

Плюсы

  1. Всестороннее развитие
  2. Коллективная деятельность
  3. Сотрудничество с родителями
  4. Поддержка и стимулирование природной любознательности
  5. Богатое оснащение (материалы, предметы, инструменты, устройства)
  6. Самодельные игрушки

Минусы

  1. Есть риск некорректной записи наблюдений
  2.  Может быть сложно приспособиться к более классической системе образования
Work from home 2 4 s

Вступите в Nutriclub и получайте персональные скидки и акции, актуальные статьи о развитии ребенка или беременности от наших экспертов

вступить в клуб

Вам также будет интересно