Методика Зайцева

Оригинальная система обучения малышей чтению и письму была разработана педагогом Николаем Зайцевым и получила распространение еще в 80-е годы. Узнайте о плюсах и минусах этой методики раннего развития.

 

Об авторе

Николай Александрович Зайцев - филолог по образованию и педагог с большим стажем. Разработал новые подходы в обучении чтению, счету и письму. Наиболее популярная среди родителей методика Зайцева – обучение чтению через игру.

Суть подхода

Пособия Н.А.Зайцева, главным и наиболее известным из которых являются "Кубики Зайцева", основаны на естественной потребности любого ребенка в игре (это, прежде всего игры, а потом уже пособия). Методика Зайцева направлена на развитие таких органов чувств, как осязание, слух, зрение, что в последствие обеспечивает активное развитие речи и творческих задатков детей.

Принцип игры «Кубики Зайцева»

  • Единицей строения речи у Зайцева является не звук, буква или слог, а склад – пара согласной и гласной букв, или согласной с твердым или мягким знаком, или вовсе лишь одна буква. К примеру, «со-ба-ка», «па-ро-во-з», «а-и-с-т», «о-а-зис» и т.д. «Склады», в отличие от слогов, - это части слов, наиболее приближенные к живой артикуляции.
  • Разные склады написаны на гранях кубиков. Всего их в наборе 52. Семь из них повторяются, чтобы малыш мог сложить из них самые простые и знакомые ему слова, такие как «па-па», «ма-ма» и подобные на первых порах обучения.
  • Все кубики различаются по цвету, объему, весу и звучанию наполнителя, раздающемуся при их встряхивании. Это способствует непроизвольному запоминанию им складов, определения их мягкости, твердости, глухости или звонкости.
  • Дополнительными материалами для занятий служат специальные таблицы и музыкальные записи, под которые ребенок пропевает «склады» и строчки таблиц на мотивы разных мелодий. Таблицу с написанными складами необходимо повесить на стену, а под ней расположить полку, на которой он и будет составлять слова из кубиков. Взрослый будет показывать ему указкой склады, а кроха - искать подходящие кубики.
  • Заниматься по методике надо не реже двух раз в неделю по 25 минут.

Плюсы

  • Обучение строится в увлекательной форме: все, что требуется от детей – играть  разноцветными кубиками и петь. В итоге обучение и запоминание происходит в легкой и непринужденной атмосфере.
  • Ребенок учиться разбивать слова на слоги, правильно ставить ударение, делать звукобуквенный анализ слов, составлять предложения, а в конечном итоге читать, считать и писать.
  • Эффективность методики доказана: через 15-20 часовых занятий дети четырех-пяти лет начинают читать, складывать и вычитать в пределах ста. К шести-семи годам не менее 80-90% детей способны учиться по нынешним программам для второго, третьего, четвертого классов. 
  • Пропевание складов, различение звучания кубиков способствуют развитию музыкального слуха и чувства ритма. 
  • Методика подходит также для слабовидящих, слабослышащих детей, и тем, для кого русский язык не является родным.

Минусы

  • Методика Николая Зайцева не является комплексной и способствует, в первую очередь, речевому и познавательному развитию. 
  • О необходимости раннего обучения чтению ученые спорят до сих пор. Дело в том, что в 2-3 года у детей интенсивно развиваются отделы мозга, ответственные за звуковой анализ речи, и ориентация на зрительную информацию при восприятии слов может нарушать естественный ход развития.
  • Есть мнение, что у детей, обучавшихся чтению по методике Зайцева, в школе могут возникнуть трудности при разборе слова по составу.

 

Вам также будет интересно

Вступайте в клуб прогрессивных мам, которые всегда стремятся к большему!

хочу вступить в клуб

Когда мамам нужна помощь — наша команда экспертов всегда рядом!

Задайте вопрос экспертам по грудному вскармливанию, питанию и развитию ребенка.