Развитие речи у детей

Можно ли помочь ребенку заговорить быстрее? Разбираем, какие подходы лучше работают для разных возрастных групп.

 

Все мамы с нетерпением ждут, когда малыш произнесет первое слово, начнет реагировать на просьбы, научится называть предметы и животных, и, наконец-то, сможет разговаривать длинными полноценными предложениями.  Но каждому этапу развития речи, будь то гуление, составление предложений или объединение слов в группы по общему признаку, соответствует свой возраст.  Развитие речи ребенка до года скорее обусловлено физиологическими факторами и средой, так что ускорить его маме почти не под силу. Зато в том, что касается речевого развития после года, очень многое зависит от нас, взрослых.

Этапы развития речи

  • 2-3 мес.- гуление;

  • 5-6 мес.- лепет, появление первых слогов;

  • 9-10 мес. – первые цепочки слогов, обращение к взрослым «мама», «баба», «папа»;

  • 11-12 мес. – появление в речи названий предметов, выражение желаний. Словарный запас составляет около 10 слов. На этом этапе к словам относят любые устойчивые сочетания звуков, которыми малыш называет тот или иной предмет, даже если они совсем не похожи на настоящие слова;

  • 18 мес.- словарный запас малыша стремительно нарастает, теперь он знает от 20 до 40 слов. Может выполнять простые просьбы, указывать на предметы;

  • 2 года-  ребенок начинает составлять простые предложения из двух слов, знает части тела и может показать их по просьбе, знает названия цветов. Словарный запас расширяет до 150-200 слов;

  • 3 года- предложения становятся сложнее, малыш использует предлоги, начинает правильно употреблять рода. Речь становятся понятнее, но некоторые звуки малышу все еще могут даваться с трудом. Ребенок может запоминать короткие стишки и песенки.

Помните, что это всего лишь приблизительные сроки, и, если ваш ребенок на несколько месяцев отстает от общепринятой нормы, это еще не повод бить тревогу.  Следует учитывать, что у большинства мальчиков и речь, и коммуникативные навыки в целом развиваются медленнее, чем у девочек. Также медленнее овладевает речью билингвальные дети.

Понять, развивается ли речь ребенка в соответствии с возрастными нормами вам помогут своевременные обследования у невролога и ЛОРа.

Как помочь малышу заговорить быстрее?

  • До 1 года:

Главное, что могут сделать родители и близкие для развития речи ребенка – почаще с ним разговаривать. Пойте песенки, рассказывайте малышу стихи и истории, обращаясь к нему, четко произносите слова и интонируйте, имитируйте звуки животных и его лепет. На развитие  речевого аппарата положительно влияют  своевременное (в возрасте около полугода) введение твердой пищи в рацион и обучение жеванию.

  • От 1 года до 1,5 лет:

Чтобы помочь малышу расширить словарный запас, не просто показывайте ему предметы, но и позволяйте их потрогать, совершить с ними какие-то действия, изучить их свойства. «Это дерево, оно шершавое», «снег холодный и мокрый», «в книжке картинки и буквы, ты можешь ее открыть, полистать, положить на стол».

Рассказывайте ребенку короткие ритмичные стишки, сказки, потешки.  Регулярно занимайтесь артикуляционной гимнастикой и упражнениями для развития дыхания

  • От 1,5 до 3 лет

Читайте ребенку книжки! Если он еще не готов сосредоточиться на книге, попробуйте аудиосказки, а лучше сами рассказывайте малышу интересные истории и стихи. Очень полезно разучивать вместе стихи и песенки, побуждающие к произнесению звуков и повторению движений, например, про знакомого всем нам с детства косолапого мишку, или про автобус с крутящимися колесами.

Ограничьте время у экрана: да, мультики и компьютерные игры тоже дают знания и помогают развивать некоторые навыки, но не речь – ни планшет, ни телевизор не могут ответить на вопрос и отреагировать на реплику ребенка.

Развивайте слух, учите малыша отличать разные звуки: О-А, Б-П и так далее. Поправляйте ребенка, если он неправильно произносит слова и звуки, но делайте это спокойно и мягко, не ругайте его – ведь он так старается!

А что же мелкая моторика?

Считается, что развитие мелкой моторики стимулирует развитие речи. Об этой связи говорят уже давно, делая вывод из того, что в мозге человека зоны, отвечающие за артикуляцию и движения пальцев рук находятся рядом. Но, на самом деле, связь эта не доказана ни одним масштабным научным исследованием, хотя и оснований утверждать обратное тоже нет. Мы уверены, что упражнения на развитие как мелкой, так и крупной моторики в любом случае лишними не будут.

Вам также будет интересно

Вступайте в клуб прогрессивных мам, которые всегда стремятся к большему!

хочу вступить в клуб

Когда мамам нужна помощь — наша команда экспертов всегда рядом!

Задайте вопрос экспертам по грудному вскармливанию, питанию и развитию ребенка.