ребенок смеется

Чувства ребенка: как развивать эмоциональный интеллект

Автор: Юлия Кузьмина

ребенок смеется

Все родители хотят сделать своего ребенка счастливым. Развивая эмоциональный интеллект с пеленок, мы:

• устанавливаем близкие доверительные отношения;

• формируем у ребенка чувство базового доверия к миру;

• создаем атмосферу безопасности;

• учим дарить и принимать любовь и поддержку;

• развиваем способность чувствовать, осознавать и управлять своими эмоциями и распознавать эмоции окружающих;

• помогаем в осознании своих и чужих границ поведения;

• оказываем поддержку в развитии и проявлении талантов ребенка.

Что такое эмоции и какие они бывают

Эмоции – это врожденные физиологические сценарии, запущенные нашим организмом, чтобы преодолевать препятствия (злость), избегать угрозы (страх), укреплять отношения (любовь), мотивировать к действию и наградить за достижения (радость).

Эмоции влияют на разные сферы жизни: здоровье, творчество, обучение. Развивая эмоциональный интеллект ребенка, мы формируем личность и улучшаем качество его жизни, ведь он учится принимать себя и других в любом состоянии.

Мир эмоций очень богат. В нашем языке есть десятки слов, обозначающие разнообразные оттенки эмоций. Детям от 0 до 3 лет можно рассказать про основные: любовь, радость, злость, страх, печаль, удивление.

Emotional intellect 4

Любовь – сильное желание быть рядом с другим человеком, делиться с ним нежностью, наслаждаться его близостью.

Радость – чувство внутреннего удовлетворения, удовольствия, веселого настроения.

Злость – реакция на возникновение трудностей и помех в удовлетворении своих потребностей.

Страх – реакция на возможное причинение вреда, помогает спрятаться или убежать от угрозы.

Печаль – самая длительная эмоция, возникает на утрату чего-то или кого-то ценного, что удовлетворяло наши потребности. Помогает осознать ценность потери и побуждает окружающих позаботиться о нас.

Удивление – самая короткая эмоция, возникает внезапно. Помогает осмотреться в новой и необычной ситуации.

Эмоциональное развитие детей от 0 до 3 лет

1-2 недели – демонстрирует дискомфорт и кричит, без слез.

1,5 месяца – появление ответной улыбки.

2-3 месяца – активно улыбается в процессе общения, получает удовольствие от взаимодействия; волнуется, если лицо родителя ничего не выражает.

4 месяца – умеет отличать выражение радости от грусти. На радостном лице взгляд задерживает дольше, чем на грустном; в плаче отмечаются паузы для восприятия реакции взрослого.

5 месяцев – выражает радость при взаимодействии с музыкальной игрушкой, испытывает грусть и гнев. Различает мимику и жесты окружающих.

6 месяцев – проявляет любовь и стремление к контакту с объектом привязанности, тянет руки, наклоняется вперед, пытается обнять.

7 месяцев – демонстрирует страх перед незнакомцами, масками, громкими звуками, движущимися механическими игрушками. Различает выражения радости, грусти, гнева и страха.

9 месяцев – способен к совместной игре, проявляет интерес к объекту внимания взрослого.

10 месяцев – использует социальную привязку, способен самостоятельно успокоить себя при плаче: хватая себя за ручку или ножку, притрагиваясь к волосам, посасывая палец.

12 месяцев – плачет, оставаясь на несколько минут с незнакомцем, демонстрирует грусть и гнев, когда родитель уходит, может топать ножками и колотить кулачками от злости, проявлять страх и настороженность по отношению к незнакомым людям, демонстрировать радость, когда родитель возвращается, тянуться к маме или папе и приветствовать их.

14 месяцев – появляется сопереживание, утешение.

18 месяцев – участвует в подражательных играх.

20 месяцев – активно пользуется жестами. Остро реагирует на отсутствие значимого взрослого.

2 года – начинает говорить об эмоциях, наделяет эмоциями игрушки, умеет правильно указывать на изображения радостных, грустных, рассерженных и испуганных лиц. Применяет к себе и другим слова, обозначающие эмоции.

3 года – начинает называть вероятные причины и последствия эмоций радости, грусти, гнева и страха.

Что поможет развить эмоциональный интеллект

1. Телесный и зрительный контакт

Носите ребенка на руках, обнимайте, укачивайте, делайте массаж, пойте колыбельные, целуйте как можно чаще – это формирует доверительные отношения между вами и малышом, помогает ему успокоиться и снять тревогу.

2. Общение с другими людьми

Взаимодействие ребенка с разными людьми, разговоры и улыбка дают понять малышу, что мир доброжелателен и открыт для него, и знакомят его с разными способами выражения чувств.

3. Разговаривайте с ребенком

Будьте доброжелательны, ловите настроение ребенка,  подстраивайтесь под него, рассказывайте о своих чувствах, обсуждайте события дня, советуйтесь с ним, позволяйте быть собой, поощряйте проявление эмоций. Создайте атмосферу в которой ребенку будет легко делиться своими переживаниями и впечатлениями.

4. Читайте книги

Они познакомят малыша с разными персонажами и их чувствами,  обстоятельствами, которые на них влияют, покажут разные модели поведения и способы проявлять свои эмоции.

5. Играйте вместе

Исследуйте мир эмоций в процессе игры с помощью карточек с лицами, рассказывая об их эмоциях, и кукол-рукавичек, проигрывая разные ситуации и т.д.

Помните, что не бывает плохих эмоций – они возникают только тогда, когда ситуация для нас является важной. Расценивайте отрицательные эмоции малыша как возможность для сближения. Уважая эмоции ребенка, принимая их, выслушивая и сопереживая, мы учим его управлять своими чувствами.

При использовании любых материалов с сайта nutriclub.ru ссылка на сайт обязательна.
© Юлия Кузьмина, 2020
work-from-home-2-4-s

Вступите в Nutriclub и получайте персональные скидки и акции, актуальные статьи о развитии ребенка или беременности от наших экспертов

вступить в клуб

Вам также будет интересно