Чувства ребенка: как развивать эмоциональный интеллект
Автор: Юлия Кузьмина
Все родители хотят сделать своего ребенка счастливым. Развивая эмоциональный интеллект с пеленок, мы:
• устанавливаем близкие доверительные отношения;
• формируем у ребенка чувство базового доверия к миру;
• создаем атмосферу безопасности;
• учим дарить и принимать любовь и поддержку;
• развиваем способность чувствовать, осознавать и управлять своими эмоциями и распознавать эмоции окружающих;
• помогаем в осознании своих и чужих границ поведения;
• оказываем поддержку в развитии и проявлении талантов ребенка.
Что такое эмоции и какие они бывают
Эмоции – это врожденные физиологические сценарии, запущенные нашим организмом, чтобы преодолевать препятствия (злость), избегать угрозы (страх), укреплять отношения (любовь), мотивировать к действию и наградить за достижения (радость).
Эмоции влияют на разные сферы жизни: здоровье, творчество, обучение. Развивая эмоциональный интеллект ребенка, мы формируем личность и улучшаем качество его жизни, ведь он учится принимать себя и других в любом состоянии.
Мир эмоций очень богат. В нашем языке есть десятки слов, обозначающие разнообразные оттенки эмоций. Детям от 0 до 3 лет можно рассказать про основные: любовь, радость, злость, страх, печаль, удивление.
Любовь – сильное желание быть рядом с другим человеком, делиться с ним нежностью, наслаждаться его близостью.
Радость – чувство внутреннего удовлетворения, удовольствия, веселого настроения.
Злость – реакция на возникновение трудностей и помех в удовлетворении своих потребностей.
Страх – реакция на возможное причинение вреда, помогает спрятаться или убежать от угрозы.
Печаль – самая длительная эмоция, возникает на утрату чего-то или кого-то ценного, что удовлетворяло наши потребности. Помогает осознать ценность потери и побуждает окружающих позаботиться о нас.
Удивление – самая короткая эмоция, возникает внезапно. Помогает осмотреться в новой и необычной ситуации.
Эмоциональное развитие детей от 0 до 3 лет
1-2 недели – демонстрирует дискомфорт и кричит, без слез.
1,5 месяца – появление ответной улыбки.
2-3 месяца – активно улыбается в процессе общения, получает удовольствие от взаимодействия; волнуется, если лицо родителя ничего не выражает.
4 месяца – умеет отличать выражение радости от грусти. На радостном лице взгляд задерживает дольше, чем на грустном; в плаче отмечаются паузы для восприятия реакции взрослого.
5 месяцев – выражает радость при взаимодействии с музыкальной игрушкой, испытывает грусть и гнев. Различает мимику и жесты окружающих.
6 месяцев – проявляет любовь и стремление к контакту с объектом привязанности, тянет руки, наклоняется вперед, пытается обнять.
7 месяцев – демонстрирует страх перед незнакомцами, масками, громкими звуками, движущимися механическими игрушками. Различает выражения радости, грусти, гнева и страха.
9 месяцев – способен к совместной игре, проявляет интерес к объекту внимания взрослого.
10 месяцев – использует социальную привязку, способен самостоятельно успокоить себя при плаче: хватая себя за ручку или ножку, притрагиваясь к волосам, посасывая палец.
12 месяцев – плачет, оставаясь на несколько минут с незнакомцем, демонстрирует грусть и гнев, когда родитель уходит, может топать ножками и колотить кулачками от злости, проявлять страх и настороженность по отношению к незнакомым людям, демонстрировать радость, когда родитель возвращается, тянуться к маме или папе и приветствовать их.
14 месяцев – появляется сопереживание, утешение.
18 месяцев – участвует в подражательных играх.
20 месяцев – активно пользуется жестами. Остро реагирует на отсутствие значимого взрослого.
2 года – начинает говорить об эмоциях, наделяет эмоциями игрушки, умеет правильно указывать на изображения радостных, грустных, рассерженных и испуганных лиц. Применяет к себе и другим слова, обозначающие эмоции.
3 года – начинает называть вероятные причины и последствия эмоций радости, грусти, гнева и страха.
Что поможет развить эмоциональный интеллект
1. Телесный и зрительный контакт
Носите ребенка на руках, обнимайте, укачивайте, делайте массаж, пойте колыбельные, целуйте как можно чаще – это формирует доверительные отношения между вами и малышом, помогает ему успокоиться и снять тревогу.
2. Общение с другими людьми
Взаимодействие ребенка с разными людьми, разговоры и улыбка дают понять малышу, что мир доброжелателен и открыт для него, и знакомят его с разными способами выражения чувств.
3. Разговаривайте с ребенком
Будьте доброжелательны, ловите настроение ребенка, подстраивайтесь под него, рассказывайте о своих чувствах, обсуждайте события дня, советуйтесь с ним, позволяйте быть собой, поощряйте проявление эмоций. Создайте атмосферу в которой ребенку будет легко делиться своими переживаниями и впечатлениями.
4. Читайте книги
Они познакомят малыша с разными персонажами и их чувствами, обстоятельствами, которые на них влияют, покажут разные модели поведения и способы проявлять свои эмоции.
5. Играйте вместе
Исследуйте мир эмоций в процессе игры с помощью карточек с лицами, рассказывая об их эмоциях, и кукол-рукавичек, проигрывая разные ситуации и т.д.
Помните, что не бывает плохих эмоций – они возникают только тогда, когда ситуация для нас является важной. Расценивайте отрицательные эмоции малыша как возможность для сближения. Уважая эмоции ребенка, принимая их, выслушивая и сопереживая, мы учим его управлять своими чувствами.
При использовании любых материалов с сайта nutriclub.ru ссылка на сайт обязательна.
© Юлия Кузьмина, 2020
Вам также будет интересно
Когда мамам нужна помощь — наша команда экспертов всегда рядом!
Задайте вопрос экспертам по грудному вскармливанию, питанию и развитию ребенка.