ребенок с бизибордом

Развитие мелкой моторики. Какие нужны игрушки и упражнения?

Автор: Яна Штабкина, логопед, специалист по работе с детьми

ребенок с бизибордом

Точная наука

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной системой. К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.*

Вводить в совместный досуг занятия на моторику никогда не рано! Даже если ваш младенец еще не готов к осознанным занятиям, начните с легкого массажа, растирания ручек, стимулирования каждого пальчика и ладошек. В помощь хорошо проверенный бабушкин метод – потешки и пальчиковые игры «Сорока-ворона», «Ладушки-ладушки», «Коза рогатая» и др.

В 3-4 месяца малыш, как правило, учится хватать. Это подходящий момент для новых впечатлений! Предлагайте ребенку как можно больше разных по фактуре, цвету, величине предметов. Не обязательно сразу покупать сложные погремушки с десятками функций – достаточно самых базовых вещей: шуршащая фольга, полиэтиленовый пакет, деревянное колечко, мягкая игрушка. Предложите малышу потрогать предметы с разными свойствами и фактурами: что-то мягкое, что-то твердое, что-то громкое, что-то тихое, что-то красное, что-то синее. Чем больше новых впечатлений, тем полезнее и интереснее будет ребенку!

К концу первого года жизни малыш уже умеет манипулировать предметами, выполнять действия с участием разных органов чувств, учится разбирать и собирать пирамидку. В этот период для детей особенно актуальны навыки координации: взрослым уже не вспомнить, как трудно заставить руки схватить ногу, потянуть ее на себя и в это же время еще и открыть рот. Несколько одновременных движений, координация разных органов – это непростая задача.

После двух лет полезно учить ребенка обводить что-то по точкам, рисовать простые линии, проходить лабиринты, рисовать по трафаретам. С 2,5-3 лет можно учить ребенка резать ножницами.

Практические упражнения

Мелкая моторика развивается у ребенка постоянно: когда малыш что-то хватает, на что-то нажимает, тянет с силой и прочее. Поэтому предлагайте ему делать это как можно чаще!

Самые полезные игрушки для малышей до 1 года: пирамидка из разноцветных колечек, музыкальные инструменты (бубенец, маракас, ксилофон), сенсорная коробка и, например, сачок – для того, чтобы малыш мог вылавливать из воды какие-то предметы.

Примеры упражнений с пирамидкой

1.       Научите малыша сначала снимать колечки с пирамидки. Пусть он снимает колечко и кладет его  в мешок или коробку

2.       Бросьте колечки от пирамидки (или другие фигурки, которые не тонут) в воду, пусть малыш ловит их сачком

3.       Заверните колечки в фольгу, пусть ребенок достает и насаживает их на основание (не обязательно в нужном порядке!)

ребенок с пирамидкой

Сенсорная коробка – одна из обязательных и самых интересных игрушек на развитие мелкой моторики. Сделать ее несложно: для этого подойдет любая емкость (лучше ненужная коробка из-под обуви) и разнообразный набор круп (гречка, пшено, рис, горох, фасоль и прочее).

Примеры упражнений с сенсорной коробкой

baby-with-box

1.       Попросите малыша перекладывать крупу из коробки в тарелку и обратно. Сначала пусть перекладывает ручками, а потом и с помощью ложки.

2.       Спрячьте в коробку игрушки. Пусть малыш вытаскивает их  и селит в домик. Сопровождайте игру звуками животных: мууу, хрю, иа. Стимулируйте речь малыша, спрашивая «кто это?». Для этой игры также подойдут  геометрические фигуры.

3.       Рисуйте на крупе цифры, буквы, или геометрические фигуры.

Вкладыши — фигурки разной формы, которые можно вытаскивать и/или вставлять внутрь деревянных планшетов не менее полезны для развития мелкой моторики. В младшем возрасте лучше использовать вкладыши с ручкой, чтобы малыш отрабатывал навык захвата. Не торопите своего ребенка, не требуйте обязательно использовать игру по назначению. Если ребенку интересно только доставать дощечки – отлично! Пусть достает и перекладывает их.

Примеры упражнений со вкладышами

1.       Спрячьте вкладыши в сенсорную коробку (в емкости с крупой, фасолью, макаронами), пусть малыш ищет их, называет и кладет в домик

2.       Приклейте вкладыши на двусторонний скотч или бабл к поверхности стола или коробке. Пусть ребенок с силой тянет их на себя и отрывает.

Когда ребенок подрастет, ему можно предлагать вкладыши без ручки, пусть он учится поддевать фигурки пальчиком.

Fine motor skills 1

Ребенку очень важно давать трогать самые разные предметы, помогая ему понять свои ощущения – это холодное, это горячее, это мягкое, это твердое, это шершавое. Здесь отлично сработают тактильные дощечки. Как их сделать? Взять любой набор деревянного счетного материала (тонкие фигурки из фанеры) или любые деревянные вкладыши. Намазать их клеем и обвалять в соли или крупе. Пусть малыш трогает их и сравнивает с противоположными (твердый – мягкий, гладкий – шершавый).

игрушка шнуровка

Шнуровки — это деревянные дощечки с дырочками, к которым с помощью шнурка привязывают мелкие элементы также помогут в развитии моторики. Начните вводить эти игрушки с самого простого задания – протянуть веревочку. Для малышей до полутора лет сами вставляйте шнурок в дырочку, а им предлагайте только тянуть. Затем усложняйте занятие – пусть ребенок полностью собирает шнуровку сам.

Примеры упражнений с пластилином

1.       Скатайте шарик, пусть малыш нажимает на него

2.       Подготовьте пластилиновую основу: начните с обычной полоски-змейки (можно совместить с занятием на изучение противоположностей длинный-короткий), затем изготовьте основы для цифр, букв, геометрических фигур. Попросите малыша украсить эту основу крупой и другими подручными средствами.

3.       Залепите пластилином вкладыши, пусть ребенок отдирает пластилин и находит картинку.

Занятия на моторику нужны не только младенцам, но и уже подросшим дошкольникам. Им по-прежнему можно предлагать доставать что-то из фольги, собирать и разбирать сложные шнуровки, крутить шестеренки (деревянные планшеты с крутящимся механизмом: открывать замочки (бизиборды), переливать воду из одного стаканчика в другой. Обязательно просить малышей рисовать и лепить из пластилина или теста. Не страшно, если малыш сначала будет сильно заходить за линию при разукрашивании, постепенно его движения станут точнее.

Ведущая рука ребенка определится ближе к 4-5 годам, но с самого рождения важно уделять внимание развитию обеих рук. Например, в игре с шестеренками: пусть малыш попробует надеть все шестеренки правильно, чтобы механизм крутился. Когда он справится с задачей, просите ребенка надевать только правой и только левой рукой, а затем двумя одновременно на развитие межполушарных связей. Или со стучалкой (деревянная игрушка с шариками и молоточком, смысл — ударить молоточком по шарикам, чтобы они провалились внутрь). Предложите малышу несколько способов воздействия на шарики: ударить по ним молотком, надавить пальцами правой и левой руки, двумя руками, с закрытыми глазами, с помощью карандашей и других предметов. Возьмите шарики от стучалки, попросите малыша бросить их в воду и выловить ложкой (или другим предметом), выловить только левой, только правой или двумя руками. В более старшем возрасте можно предлагать малышу одновременно обводить двумя руками трафареты, играть в межполушарные доски.

Не ждите лучшего момента для начала занятий, играйте, экспериментируйте, веселитесь и вместе познавайте окружающий мир. Раннее развитие – это возможность качественно проводить время с собственными детьми, создавать для них особую среду, которая поддерживает их развитие и закладывает фундамент гармоничных отношений в семье.

При использовании любых материалов с сайта nutriclub.ru ссылка на сайт обязательна.
© Яна Штабкина, 2020
мама играет с ребенком

Вступите в Nutriclub и получайте персональные скидки и акции, актуальные статьи о развитии ребенка или беременности от наших экспертов

вступить в клуб

Вам также будет интересно