Мама читает книжку ребенку

Развитие речи: как научить ребенка разговаривать?

Автор: Олеся Левкина, нейропсихолог, специалист по развитию речи и блогер

Мама читает книжку ребенку

А вы знали, что на всех языках мира мамы разговаривают с детьми одинаково? Это явление называется baby talk. По сути, это стиль речи, используемый взрослыми для разговора с ребенком.

Специфика такого разговора между мамой и маленьким ребенком проявляется в том, что:

  • мама тянет гласные;
  • речь замедляется;
  • разговор очень эмоционален, на повышенных интонациях, разница интонаций в одной фразе (чтобы привлечь внимание ребенка);
  • слова сокращаются, предложения становятся короткими и простыми;
  • мама использует местоимения «мы»;
  • к ребенку обращаются от третьего лица: «Наша Маша хочет ням-ням?

Исследователи Грег Брайат и Кларк Барретт из Университета Калифорнии Лос-Анджелеса доказали*, что связи между звуками и интонациями в baby talk универсальны и будут понятны любому, независимо от того, на каком языке он говорит. Для этого исследователи записали речь англоговорящих матерей, обращенную к ребенку и обращенную ко взрослому. Затем они включили послушать записи жителям эквадорской деревни и попросили определить, к кому обращена эта речь: к ребенку или взрослому?

Результаты ученые опубликовали в августовском номере журнала Psychological science: жители деревни были способны отличить речь, обращенную к ребенку от речи, обращенной ко взрослому, в 73% случаев.

Речевое развитие ребенка

Чтобы общение с ребенком было эффективным и способствовало раннему развитию речи и эмоционально-личностной сферы ребенка, нужно соблюдать важные правила взаимодействия с младенцем.

Установлено, что из всех изображений мозг ребенка активнее реагирует на человеческое лицо. Поэтому важно общаться, склонившись над ребенком на расстоянии примерно 40 см.

Ученые из Флоридского Атлантического университета доказали, что важнейшую роль в развитии речи играет чтение по губам. Чтобы облегчить ребенку задачу, можно накрасить себе губы. Судя по результатам исследования, это актуально делать с 6 месяцев жизни ребенка. И это должна быть не красная, а приближенная к темным оттенкам помада.

Именно мама создает условия для диалога с ребенком – она мотивирует ребенка отвечать. Говорить с ребенком – это хорошо, но нет ничего хорошего в бесконечном монологе. Очень важно при общении с ребенком, имитировать диалог. Скажите что-нибудь эмоциональное. Добавьте что-то с вопросительной интонацией. И замолчите, сделайте паузу. Смотрите на ребенка и улыбайтесь, всем видом показывайте, что обращаетесь к нему. Мимолетная улыбка, агуканье, взмахи ручками или ножками – это все ответ. 

Дети играют в пирамидку

Как специалист, работающий с детьми раннего возраста, я отмечаю печальную тенденцию: родители, няни и бабушки часто забывают про диалог. Когда я занимаюсь с детьми, то вижу, что взрослые день за днем совершают одну и ту же ошибку – они не могут дождаться ответа ребенка. 

Как разговаривать с ребенком?

Еще один вопрос, который часто возникает на эту тему: но как же разговаривать с ребенком до 1-1,5 лет? Есть ли какая-то методика развития речи? Правильно говорить «би-би» или «машина»? Правильный ответ: и то, и другое. Мы говорим: «Вот машина, би-би». 

Существует предубеждение, что с ребенком не надо «сюсюкать» (то есть использовать baby talk), а нужно сразу говорить на «взрослом» языке и читать ему «взрослые» книги с пеленок. Как нейропсихолог я объясняю: нет ничего плохого в сюсюкании с ребенком. Даже больше «детский язык» – важный этап речевого и эмоционально-личностного развития ребенка, общения мамы с малышом, а также залог будущего развития речи! 

Эрик Тиессен, директор Carnegie Mellon’s Infant Language and Learning Lab провел исследование**, в котором доказал, что baby talk помогает речевому развитию ребенка. Короткие фразы, акцентированные ударения, интонации, замедленность речи помогают крохе выделить новые слова, структурировать их и усвоить. Таким образом, «детский язык» помогает выстроить крепкие эмоциональные связи между родителями и ребенком и способствует формированию речи. 

* Greg Bryant, Clark Barrett, «Baby Talk Is Universal». Association for Psychological Science.  ScienceDaily. [https://www.sciencedaily.com/releases/2007/08/070821112326.htm] Дата обращения 11 ноября 2020.
** Erickson, L. C., & Thiessen, E. D. (2015). Statistical learning of language: theory, validity, and predictions of a statistical learning account of language acquisition. Developmental Review. [https://www.cmu.edu/dietrich/psychology/infant-language-learning-lab/Publications/EricksonThiessen.pdf] Дата обращения 11 ноября 2020.
 
При использовании любых материалов с сайта nutriclub.ru ссылка на сайт обязательна.
© Олеся Левкина, 2020
work-from-home-2-4-s

Вступите в Nutriclub и получайте персональные скидки и акции, актуальные статьи о развитии ребенка или беременности от наших экспертов

вступить в клуб

Вам также будет интересно