Методики дородового воспитания

Большинство методик, применяемых на занятиях по пренатальному воспитанию, основаны на принципах коммуникации мамы и ребёнка посредством прикосновений, звука (голос, пение) и воспроизведения музыки будущему малышу. Приводим наиболее распространённые и популяризированные методики и устройства для пренатального воспитания.

Методика Томаса Верни

Об авторе

Выдающийся пренатальный психолог, доктор медицинских наук и писатель Томас Верни много лет занимается вопросами дородового воспитания. Он преподавал в Гарварде, университете Торонто, Йоркском университете. Читает лекции и ведет семинары по пренатальной и перинатальной психологии и психотерапии в Канаде, Соединенных Штатах, Европе, Южной Америке. Одна из его книг, написанная в 1981 году,  «Тайная жизнь ребёнка до рождения» о том, что подготовить ребёнка к счастливой, здоровой жизни можно ещё до его рождения.

О методике

Методика Томаса Верни направлена на улучшение эмоционального благополучия ребенка за счет успокоения и расслабления будущей матери. В результате чегоснижается поступление к ребенку гормонов стресса – адреналина и норадреналина. На протяжении всей программы маме предлагается выполнять различные упражнения для снятия стресса и общения с ребенком посредством звука, эмоций и прикосновений.

Официальный сайт автора: http://www.trvernymd.com/

Литература: Верни Т. Тайная жизнь ребенка до рождения. М., 1992.

Система пренатального развития BabyРlus

Об авторе

Доктор Брент Логан – создатель системы пренатального развития «BabyPlus» и один из основателей пренатального обучения в США. Логан был первооткрывателем дородового обучения в Пренатальном Институте г.Сиэтла (США), которым он руководил на протяжении многих лет. Его статьи по данной теме были опубликованы в передовых научных изданиях, а более широкой аудитории его работы и открытия стали известны благодаря многочисленным упоминаниям в СМИ.

О системе

Прибор BabyРlus представляет собой аудиоустройство, имитирующее сердцебиение матери. Это устройство содержит 16 звуковых программ-уроков, которые необходимо воспроизводить по определённому алгоритму.

Официальный сайт: http://babyplus.com/

“Mozart effect” (Эффект Моцарта) и устройство Ritmo

Об авторах

Концепция «Эффекта Моцарта» была сформулирована французским исследователем Альфредом А. Томатисом в его работе 1991 года «Почему Моцарт?». Он использовал творчество Моцарта в своих медицинских исследованиях и убедился в том, что музыка Моцарта благотворно воздействует на развитие человеческого мозга и помогает в реабилитации при его заболеваниях.

Главным популяризатором идеи «Эффекта Моцарта» стал  писатель и предприниматель Дон Кэмпбелл, в прошлом музыкальный критик. В 1988 году Кэмпбелл основал Институт Музыки, Здоровья и Образования. Кэмпбелл является автором 18 книг, из них широко известны бестселлеры «Эффект Моцарта» (1997) и «Эффект Моцарта для детей» (1999), которые были переведены на 15 языков и получили большое международное признание. В книге «Эффект Моцарта для детей» Кэмпбелл рассказывает о благотворном влиянии музыки на здоровье плода и поведение ребёнка после рождения.

О Ritmo

Устройство “Ritmo”, основанное на «Эффекте Моцарта», разработала компания Nuvo. Это поддерживающий пояс, который является одновременно системой внутриутробной передачи звука. Устройство работает от любого современного музыкального воспроизводителя (mp3 плеер, iPod, iPhone и др.).

Официальный сайт: http://ritmopregnancy.com/

Литература: Campbell, Don (1997). The Mozart Effect: Tapping the Power of Music to Heal the Body, Strengthen the Mind, and Unlock the Creative Spirit. ISBN 0-380-97418-5.

Методика Ван Де Карра

Об авторе

Один из первооткрывателей пренатального обучения доктор Рене Ван де Карр более 20 лет назад основал Пренатальный университет в Хейворде (штат Калифорния, США).  Доктор достиг определенных результатов в области дородового обучения.

Методы

Стимуляция мозга плода с помощью «перестукивания». Будущих родителей обучают постукивать по животу матери в том месте, куда толкается малыш, и громко и отчетливо произносить слова, поощряющие активность ребенка. Оказалось, что новорожденные, обучавшиеся по такой программе, более активны, быстрее развиваются, устанавливают более близкие и эмоциональные отношения со своими родителями по сравнению с теми, кто не прошел данную программу.

Этот же способ стимуляции мозга малышаприменяется  через картонный рупор, прикладываемый к животу беременной.

Рене Ван де Карр считает, что это очень благоприятно сказывается на дальнейшем развитии умственных способностей ребенка.

Литература:  While You Are Expecting: Creating Your Own Prenatal Classroom Paperback, 1996 by F. Renee Van Dr Carr, Marc Lehrer

Методика СОНАТАЛ. Пояс «Маматоник»

Об авторе

В 1984 году профессором и доктором медицинских наук М.Л. Лазаревым была открыта первая в России школа пренатального обучения. Профессор Лазарев является автором метода музыкального развития плода «Сонатал» - музыка рождения (от лат. sonus - звук, natal – рождённый)

О методике

По данной методике будущая мама общается с еще не рожденным ребенком  - «мамалышом» (термин автора) при помощи пения, осознанных прикосновений и движений. Автор указывает: «Данный когнитивно-соматический комплекс активно способствует возникновению межнейрональных связей, формированию пренатального ядра его личности, готовит к естественным родам, настраивает на грудное вскармливание. При этом происходит  отработка сценариев поведения ребенка после его рождения»[1].  Метод одобрен Минздравом РФ с 1996 года.

Особенно автор отмечает пение. Пение мамы существенно улучшает работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем плода.  Как утверждает профессор Лазарев, «в процессе пения у будущей матери гармонизируется работа плаценты, кровообращение в ней. Хорошее кровоснабжение всего организма и своевременное обильное насыщение кислородом и питанием способствует отличному развитию и зрелости всех тканей и систем. Вибрации материнского голоса и определённые ритмы композиций однозначно позитивно влияют на протекание биохимических процессов в клетках малыша и способствуют гомеостазу (поддержанию жизненноважного равновесия внутри организма)». По мнению профессора М.Л. Лазарева не все песни одинаково влияют на плод. Он рекомендует петь специально написанные для пренатального воспитания песни, связанные с различными процессами в развитии плода. Это «ритмы дня», звуко-дыхательные упражнения, песни из цикла «музыка движения», «музыка воды» и, естественно, колыбельные.

Специалистами СОНАТАЛ был изобретен специальный звуковой (или музыкальный) пояс «Мамотоник». Начиная со второго триместра беременности, малыш может сам воспроизводить музыку, нажимая на переднюю брюшную стенку, на которой находится музыкальный пояс, соединенный с электронными датчиками.

Официальный сайт автора: http://sonatal.ru/

Литература: Лазарев М. «Мамалыш, или рождение до рождения». Издательский дом «Кодекс», 2009.

Преимущества пренатального воспитания: за и против

«ЗА»

Базовое понимание преимуществ дородового воспитания – это налаживание контакта и установка эмоциональной связи между мамой и ребенком еще до родов.

Есть специалисты, которые уверяют, что малыш, прошедший  дородовое обучение, будет меньше плакать после рождения, сможет хорошо ориентироваться в пространстве и дольше концентрировать внимание, раньше сверстников –встанет, пойдёт, заговорит. Также существует мнение, что дородовое обучение может принести огромную пользу и маме, – оно способствует менее болезненным схваткам и большему количеству родов без осложнений. 

«ПРОТИВ»

Однако, многие специалисты по детскому развитию относятся к таким заявлениям сдержанно и призывают осторожно относиться к смелым заявлениям производителей устройств пренатального развития (BabyPlus, Ritmo). Оценить эффект любого из этих устройств очень сложно, ведь после рождения будет уже невозможно проверить, родился бы Ваш малыш менее умным и спокойным без их использования или наоборот.

Есть и более тревожные исследования, которые подвергают сомнению теорию «Пренатальной эволюции» (обосновывающей пренатальное воспитание). Результаты исследований в США, опубликованные в Журнале Американского Медицинского Общества, указывают на то, что избыток нейронов в префронтальной коре головного мозга может стать причиной аутизма[2].

Вывод: Если Вы решили прибегнуть к одной из методик пренатального воспитания, мы советуем придерживаться принципа умеренности и естественности. Подбирайте ту методику, которая вызывает положительную реакцию у мамы и будущего малыша.

Примечания

[1] http://sonatal.ru/metodiki/sonatal/

[2] JAMA. 2011;306(18):2001-2010. doi:10.1001/jama.2011.1638. - http://jama.jamanetwork.com/article.aspx?articleid=1104609

JAMA. 2011;306(18):2031-2032. doi:10.1001/jama.2011.1633. - http://jama.jamanetwork.com/article.aspx?articleid=1104604




Другие статьи по теме

Комментарии

Если вы хотите оставить комментарий - пожалуйста, авторизуйтесь.