Вальдорфская система

В основе Вальдорфской педагогики – управление социально-эмоциональным состоянием. Всячески поощряется индивидуальность ребенка, его личный выбор и свобода, укрепляется вера в собственные способности.

Об авторе

Рудольф Штейнер, основатель Вальдорфской педагогики, еще в молодости увлекался вопросами детского образования. Будучи доктором философии и теологом, он уделял особое внимание духовному развитию ребенка. В начале XX века основал первые учебные заведения, разработав для них уникальную систему обучения. Сегодня по всему миру существуют более тысячи Вальдорфских детских садов и школ.

Суть подхода

В основе Вальдорфской педагогики – управление социально-эмоциональным состоянием. Всячески поощряется индивидуальность ребенка, его личный выбор и свобода, укрепляется вера в собственные способности. Сторонники этой системы стараются определить природные возможности ребенка и раскрыть их максимально естественным образом – так, чтобы ребенок как можно дольше оставался маленьким и наслаждался детством.

Основные принципы

  • Естественность во всем – не только в темпах развития, но и в создаваемой вокруг ребенка среде: максимально комфортная атмосфера, натуральные hand made игрушки и дидактические материалы.
  • Отказ от соревновательности и системы оценок, поскольку они могут негативно повлиять на мотивацию ребенка, подменяя любовь к обучению желанием быть первым.
  • Позднее начало активного интеллектуального развития, в частности, чтения, речи и счета. В раннем возрасте не допускаются повышенные нагрузки на память и на мышление, малыша максимально долго оставляют в его образно-сказочном мире.
  • Запрет на радио, кино и телевидение – ребенок должен видеть все через призму собственного, а не чужого мироощущения, а также быть максимально независим от любых технических устройств.
  • Рисование и музыка – основные направления обучения. Активно изучается эвритмика – равномерность ритма в музыке, в танцах и в речи.
  • Эстетическое воспитание пронизывает все предметы, даже «преподавание предметов естественно-математического цикла ведется классным учителем не традиционно, а на образно-эстетической основе (гетеанизм)».
  • Большое внимание уделяется изучению местной культуры: мифы и легенды, сказки и танцы, народные ремесла – все это постоянно окружает ребенка. 
  • Игра превалирует в системе образования как самый естественный способ развития. Через игру с воспитателем, родителями и сверстниками ребенок постигает мир и выражает себя. 

Плюсы:

  • Активное взаимодействие ребенка с окружающим миром
  • Приятная максимально комфортная атмосфера

Минусы: 

  • Заниматься по данной системе можно только в специальных учебных заведениях.
  • В современном мире сложно оградить ребенка от благ цивилизации, в частности, от техники, привычных (покупных) игрушек. 
  • За пределами сада / школы ребенок может столкнуться с проблемами в социализации, т.к. сильно отличается от детей, которые развиваются по обычным системам.
  • Немалый акцент делается на некие мистические силы, что может привести к смещению адекватности восприятия ребенком мира.

Другие статьи по теме

Комментарии

Если вы хотите оставить комментарий - пожалуйста, авторизуйтесь.