РАННЕЕ РАЗВИТИЕ ПО СИСТЕМЕ МОНТЕССОРИ

Мария Монтессори строила свою систему на наблюдениях за ребенком в естественных условиях. По ее мнению, в условиях тоталитарного подхода к воспитанию дети не имеют возможности проявлять себя.⁠

Об авторе

Мария Монтессори – педагог-психолог, ученый, философ и первая дипломированная женщина-врач в истории Италии. Более 100 лет назад она создала уникальную педагогическую систему, которая пользуется популярностью до сих пор во многих странах мира, в том числе и в России.

Суть подхода

Мария Монтессори строила свою систему на наблюдениях за ребенком в естественных условиях. По ее мнению, в условиях тоталитарного подхода к воспитанию дети не имеют возможности проявлять себя. Напротив, оптимальному развитию способствует особая окружающая атмосфера, в которой ребенок живет, формирует навыки и учится самостоятельности. Главный девиз системы звучит так: «Помоги мне это сделать самому». 
Согласно теории Монтессори, в жизни ребенка от 0 до 6 лет можно выделить несколько сензитивных (чувствительных) периодов, когда он особенно восприимчив к тем или иным видам деятельности. Так, в возрасте от 0 до 6 лет активно происходит сенсорное развитие и развитие речи. От 2, 5 до 6 лет – развитие социальных навыков. От 2 до 3 лет – ребенок наиболее готов к приучению к порядку и аккуратности.

Основные принципы

  • Дайте малышу возможность самостоятельно делать выбор: что надеть, во что играть и т.д. Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам. Так дети учатся понимать собственные желания, соблюдать порядок, доводить дело до конца, проявлять инициативу и чувствовать ответственность.
  • Предоставьте ребенку возможность самому увидеть свою ошибку при выполнении задания. Это поможет малышу сформировать адекватную самооценку, навык самоконтроля и критического мышления.
  • Установите правило, что во время занятий и игр ребенок убирает за собой и не мешает другим. Важно с детства сформировать внутреннюю дисциплину и уважение к правам других людей.  
  • Помогайте малышу самостоятельно взаимодействовать с другими детьми. Самостоятельное общение ребенка с ровесниками закладывает у него базовые социально-адаптивные навыки.
  • Создайте в доме развивающее пространство. Каждая комната должна быть организована с учетом потребностей малыша. Расположите в доме предметы и материалы, которые помогут детям развиваться и каждый день узнавать что-то новое.
  • Не оценивайте ребенка и его деятельность критериями «плохо-хорошо», «правильно-неправильно». Не сравнивайте малыша с другими детьми. Ваша главная задача — увидеть в ребенке в первую очередь индивидуальность, сознательную личность и помочь ему самостоятельно развиваться вне определенных рамок. 

Плюсы

  • Система формирует такие качества, как ответственность и инициативность, а также внутреннюю дисциплину.
  • Ребенок учится быстро и без подсказок взрослых принимать решения.
  • Малыш достаточно хорошо ориентируется в бытовых ситуациях, воспитан, обладает базовыми социальными навыками.

Минусы

  • Система уделяет мало внимания творчеству и подвижным играм.
  • В классической школе не практикуются ролевые игры, которые важны при социальном развитии ребенка.
  • Система подходит не всем детям, поскольку не учитывает их индивидуальные особенности. К примеру слишком активный ребенок может только отвлекать педагогов. И наоборот, малыш, склонный к аутизму, может еще больше замкнуться в себе.
  • Детям, привыкшим к демократичной атмосфере, будет сложно привыкнуть к более строгому распорядку в обычных детских садах и школах.

ПРАКТИКА

Речевое развитие 

Согласно Монтессори, речь у детей развивается благодаря тренировке мелкой моторики и сенсорики. Сформировать тактильные чувства малышу помогают наборы гладких и наждачных дощечек, карточек и разных материй. Набор металлических чашечек с водой разной температуры развивает «термическое чувство». Набор одинаковых по размеру, но разных по весу деревянных дощечек служит пониманию «барического чувства» (чувства тяжести). Слух развивается с помощью шумовых цилиндров и набора музыкальных инструментов. Вкус – при помощи вкусовых баночек, а обоняние - при помощи баночек с различными запахами и т.д. 
Также в зоне речевого развития малыши найдут пособия, предназначенные для изучения основ чтения и письма. Для расширения словарного запаса подойдут коробочки с изображениями животных, различных предметов – например, «Кто это?», «Что это?». Подробнее о речевом развитии читайте в нашей статье "От рождения до 6 месяцев: от крика до лепета".

Познавательное развитие

На развитие интеллектуальных способностей малыша в основном направлены два пространства: зона математики и зона космоса. В первой из них дети знакомятся с числами, счетом и простыми арифметическими действиями. Для облегчения занятий подбираются специальные материалы: дощечки, геометрические фигуры, счетные палочки. В космической зоне малыши изучают основы ботаники, географии, физики, астрономии, а также знакомятся с культурными традициями в разных странах. Подробнее о познавательном развитии читайте в нашей статье "Вопросы родителей - познавательное развитие". 
Подробнее о других способах развития читайте в нашей статье "Подбор методик для развития способностей ребенка".

Другие статьи по теме

Комментарии

Если вы хотите оставить комментарий - пожалуйста, авторизуйтесь.