Методика Шиничи Сузуки

Сузуки считал, что музыкальность – это не врожденный талант, а способность, которая может быть развита при должном обучении. Он был убежден, что стать музыкальным не сложнее, чем научиться говорить.

Об авторе

Шиничи Сузуки – японский скрипач, педагог, философ, создатель методики музыкального образования, раскрывающей творческий и интеллектуальный потенциал ребенка через игру на скрипке и других музыкальных инструментах. Основал Институт воспитания талантов.

Суть подхода

Сузуки считал, что музыкальность – это не врожденный талант, а способность, которая может быть развита при должном обучении. Он был убежден, что стать музыкальным не сложнее, чем научиться говорить. Именно эта аналогия легла в основу методики Сузуки. По его мнению, ребенок начинает произносить слова, потому что его окружает родная речь, и он волей-неволей начинает запоминать, подражать, учиться. Аналогично и с музыкой – погрузите ребенка в нее, и он сможет раскрыть свой потенциал. 

Основные принципы 

  • Начинать музыкальное образование ребенка стоит сразу после рождения, а уже с двух лет его можно учить игре на скрипке и других инструментах;
  • Прослушивание музыки должно быть постоянным, чтобы вызвать у ребенка желание создавать нечто подобное, как у него возникает желание говорить, когда он слышит речь взрослых;
  • Только с проявлением реального желания и тяги к музыке стоит приступать к обучению игре на музыкальных инструментах, т.е. отдавать малыша в музыкальную школу;
  • Только при работе в группе из 3-4 детей у малыша будет постоянный стимул совершенствоваться и тянуться к уровню тех, кто играет более искусно, однако здесь важно создать дружественную поощрительную среду; 
  • Для каждого музыкального инструмента Сузуки предусмотрел свой репертуар, который помогает постепенно развивать музыкальность ребенка и приобретать технические навыки.

Плюсы: 

  • Методика апеллирует к внутренней мотивации ребенка, постепенно прививает любовь к музыке, что минимизирует риски возникновения кризиса у ребенка после первых лет занятий инструментом, когда игра ему навязывается решением родителей;
  • Подходит всем, ведь Сузуки верил, что каждый ребенок может достичь высот в музыке, и не обязательно иметь для этого выдающиеся задатки;
  • Методика не находится в противоречии с другими методами, и может быть использована как дополнение к ним.
  • Слушая с самого рождения прекрасную музыку, ребенок впоследствии будет стремиться к красоте и гармонии во всех сферах своей жизни. 

Минусы: 

  • Хотя методика в той или иной степени способствует речевому, познавательному и социальному развитию, почти все направления затрагиваются поверхностно;
  • Занятия по методике Сузуки не означает, что ваш ребенок станет виртуозом. Сам Сузуки говорил, что его цель — не подготовка профессиональных музыкантов, а развитие изначально заложенной природой в каждом ребенке музыкальности. Хотя многие ученики школ Сузуки стали в будущем профессионалами.

Другие статьи по теме

Комментарии

Если вы хотите оставить комментарий - пожалуйста, авторизуйтесь.