Методика Сесиль Лупан

Свой подход Сесиль Лупан называет методом поэтапного обучения: по мере освоения ребенком тех или иных «пластов» знаний и навыков, она все больше усложняет ему задачу.

Об авторе

Сесиль Лупан – уроженка Бельгии, по профессии актриса, автор книги «Поверь в свое дитя». После рождения дочерей увлекалась идеями раннего развития, и полностью посвятила себя этому.

Суть подхода 

Свой подход Сесиль Лупан называет методом поэтапного обучения: по мере освоения ребенком тех или иных «пластов» знаний и навыков, она все больше усложняет ему задачу. Автор рекомендует родителям составлять еженедельные расписания занятий и заранее готовиться к ним. Занятия можно корректировать в процессе обучения, в зависимости от успехов малыша или возможных трудностей в освоении материала. Если вдруг вы замечаете, что малышу становится скучно, остановите игру и переключите его внимание на что-то другое, а затем снова предложите позаниматься. Главное, не  будьте слишком настойчивы, чтобы не отбить у него желание к обучению. 

Основные принципы

  • Проводите обучение в игровой форме, будь то изучение алфавита, счета, цвета, животных, растений, живописи, истории и т.д.  В игровой форме малыши лучше усваивают материал, а самое главное - получают удовольствие непосредственно от самого процесса. Так, для обучения счету или алфавиту можно придумывать песенки на известный мотив или сочинять сказки, в которых главными героями будут выступать буквы и цифры. 
  • Рассказывайте своим малышам обо всем на свете, не боясь, что они чего-то не поймут. Уже в самом детстве их можно знакомить с историей искусства, генеалогическими древами и даже научными терминами. 
  • Активно развивайте творческие способности крохи и поощряйте его любопытство. У ребенка всегда под рукой должны быть краски, карандаши, мелки, пластилин. 
  • Не оставляйте без внимания ни один из вопросов, которые задает малыш. Даже если вы устали, не отмахивайтесь от него. Для крохи все в новинку, и ему крайне важно разобраться во всем и понять, как устроен наш мир, как и что в нем работает и для чего все нужно. 
  • Особое место в развитии ребенка уделяйте двигательной активности: он должен расти в свободном пространстве. Кроватка малыша должна быть достаточно большой, чтобы он мог беспрепятственно передвигаться. Не покупайте манежи и другие ограничители. Делайте с малышом ежедневную гимнастику, включая упражнения на фитболе, побуждайте его ходить, карабкаться по лесенкам и преодолевать препятствия. И обязательно обучите ребенка плаванию и нырянию с самого рождения. 

Плюсы

  • Метод направлен на всестороннее развитие, помогает развивать кругозор и общительность, учит адекватно воспринимать окружающий мир и себя в нем. 
  • Предполагает гибкость и умение слушать ребенка, универсальна и не требует четкого соблюдения инструкций. 
  • Родителям не нужно покупать практически никаких дополнительных пособий и приспособлений для занятий по этой системе. 

Минусы

  • То количество знаний и навыков, которое рекомендует давать детям Сесиль Лупан, для многих родителей и специалистов кажется избыточным. Насколько знание имен и биографий композиторов нужно ребенку до трех лет – решать только Вам.
  • Обучение чтению и счету в раннем возрасте – также спорная позиция в книге Лупан. Преждевременная и слишком интенсивная работа в этом направлении может отбить у ребенка естественную мотивацию к обучению в детском саду и начальных классах школы.
  • Существует мнение, что изучение иностранных языков можно начинать только после полноценного формирования речи на родном языке, в то время как Сесиль рекомендует начинать учить слова уже в первые месяцы жизни.

ПРАКТИКА

Метод Сесиль Лупан направлен на двигательное, познавательное и речевое развитие.  

Описание поэтапного развития на примере

2.jpg

Очень часто меня спрашивают, как проходят наши дни. На этот вопрос ответить нелегко, так как дни идут чередой, и они не очень-то похожи один на другой. Возраст детей тоже требует коренных изменений в организации занятий. Кроме того, нужно всегда помнить, что малыш, который с интересом занимается каким-нибудь предметом, может внезапно утратить к нему интерес на недели, а иногда и на месяцы., К этому нужно быть готовым - надо приспосабливаться к новой ситуации, а не расстраиваться. Гораздо важнее, чем научить ребенка чему-либо, стимулировать его интерес. Ниже я привожу в качестве примера расписание занятий по возрастным группам. 

Первый год жизни

Большую часть дня ребенок проводит в своем "жизненном пространстве", организованном так, чтобы стимулировать все его чувства. Как только малыш проснется, сделайте несколько несложных физических упражнений и проведите "сеанс" развития речи. Потом можно позаниматься по картинкам. Очень важные моменты дня - купание (малыша готовят к плаванию), туалет (с ребенком все время разговаривают), прогулки (ребенку поют песенки). Иностранному языку хорошо бы учиться не у родителей, а у кого-нибудь другого. Начиная с четырех месяцев - второй язык (одно или два занятия в день; пока может обучать кто-нибудь из родителей). Каждый день нужно показывать малышу книжку с картинками, регулярно возвращаясь к тем, которые уже смотрели. В течение всего первого года жизни младенца надо стимулировать его переход к следующему этапу в развитии движений. 

Второй год жизни

То же самое, что и в первый год жизни. Кроме того: во время ежедневных прогулок - побуждать к ходьбе, а потом к бегу; пересказывать малышу книжки, часто повторяя одни и те же; составить таблицу с первыми словами ребенка; проводить ежедневный урок второго языка; стимулировать развитие речи - читать детские стихи на разных языках, предлагая малышу повторять их; петь много песенок, чтобы развить активное слушание; подготовить вместе с ребенком первую, придуманную им книжку; проводить игры для развития пространственного воображения и логического мышления; выучить с малышом первые дидактические песенки (алфавит, цифры и т.п.); ежедневно понемногу заниматься рисованием, зоологией и др. (по вашему выбору). К концу второго года (в зависимости от успехов ребенка) начинать обучение чтению, объяснять малышу басни Лафонтена36, совершать большие прогулки; заняться введением в историю. 

Третий год

Интенсификация занятий, начатых в предыдущем году. Кроме того: начать занятия счетом; рассказывая о живописи, классифицировать ее по художникам; вводить в процесс чтения персонажи придуманной вами песенки, например, алфавита; предлагать ребенку самому придумать книжки; разучить песенки на темы истории родной страны; заняться введением в географию. ОЧЕНЬ ВАЖНО! Один час в неделю ребенок должен участвовать в групповой деятельности детей - немного старше его самого (если это возможно) - в процессе занятий музыкой или танцами, ручным трудом и т.п. В течение первых трех лет жизни расписание занятий составляется конкретно для каждого ребенка, в зависимости от того периода времени, когда малыш наиболее активен. Говоря о ежедневных занятиях, я имею в виду проведение их в среднем четыре раза в неделю.

Познавательное развитие: логика 

Для начала познакомьте ребенка с признаками и характеристиками предметов, которыми он сможет потом оперировать по правилам логики. 

1. Цвета и геометрические форм

2. Пять чувств

Малыш должен осознать разницу между понятиями "видеть", "слышать", "осязать", "обонять" и "воспринимать на вкус". Выберите несколько разных предметов и попросите ребенка определить с помощью пяти органов чувств, чем они отличаются. 

3. Положение в пространстве:

слева, справа, вверху, внизу, над, под, на, в, и т.д. Что касается понятия "слева" и "справа", выработайте у себя привычку говорить об этом во время одевания малыша. Говоря "справа", сожмите его правую руку или ногу; произнося "слева", дотрагивайтесь пальцем до тех частей его тела, которые расположены слева. Позже, если ребенок будет заниматься гимнастикой или танцами, завяжите ему ленточку на правой щиколотке и правом запястье. Когда он хорошо запомнит, с какой стороны находится левая, а с какой - правая сторона его тела, покажите ему, что, когда вы стоите напротив него, ваша левая сторона находится против его правой. Чтобы объяснить ему другие случаи расположения предметов в пространстве, возьмите небольшую игрушку, которая ему нравится, и положите ее на стол, под стол, в коробку и т.д.

N.B. Упражнения, описанные ниже, предназначены для детей в возрасте от двух до шести лет. Вы сами должны выбрать момент, когда приступить к ним. Все зависит от уровня развития вашего ребенка. 

4. Объединение двух или нескольких признаков предметов

Разложите перед ребенком 25 геометрических фигур (каждой по пять) пяти различных цветов и попросите его дать вам красный квадрат, голубой круг, зеленый треугольник и т.д. Таким образом, вы предлагаете ему объединить в своем сознании форму и цвет. Потом скажите, чтобы малыш положил зеленый круг справа от себя, оранжевый квадрат взял в левую руку, а коричневый треугольник бросил в коробку. При этом он связывает уже три понятия: форму, цвет и место. 

5. Антонимы

Поиграйте с ребенком в слова, противоположные по значению. Называйте слова, а малыш пусть отвечает вам. Вот небольшой перечень таких слов, который поможет вам: большой-маленький сильный-слабый добрый-злой гора-долина хорошо-плохо мужчина-женщина трудно-легко поднимать-опускать толстый-тонкий смеяться-плакать близкий-далекий молодой-старый прямой-кривой чистый-грязный рано-поздно здоровый-больной выход-вход слева-справа острый-тупой день-ночь полный-пустой мальчик-девочка твердый-жидкий узкий-широкий трусливый-храбрый мокрый-сухой вежливый-грубый живой-мертвый быстрый-медленный красивый-безобразный теплый-холодный длинный-короткий новый-старый бедный-богатый настоящий-поддельный великан-карлик спереди-сзади блестящий-матовый низ-верх гладкий-шершавый хвалить-ругать шумный-тихий открывать-закрывать дикий-ручной уходить-приходить дешевый-дорогой спать-бодрствовать веселый-грустный утро-вечер глупый-умный тень-свет высокий-низкий 

Вариант этой игры

Медленный, как... (кто, что) быстрый, как... сухой, как...мокрый, как... Существует противопоставление, которое следует выделить особо: естественный и искусственный. Пусть малыш отметит, что именно вокруг него естественное, природное, а что сделано руками человека. Для него нужен...? Спросите у ребенка, например, "для чего нужен рот?" Возможные ответы: "Для того, чтобы есть, пить, говорить, смеяться, улыбаться, кусать". Или: "Что делает птица, автомобиль, кран?" Родственные связи (на примере вашей семьи). Объясните малышу термины родства. Задавайте ему при этом шуточные вопросы: "Кто твой дядя?.. А кто брат твоего отца?.. Конечно! Это один и тот же человек!" Затем предложите ему обнаружить те же связи в знакомых семьях или среди героев книги. 

6. Календарь

Познакомьте ребенка с днями недели. Можно попытаться пропеть подряд названия дней недели на какой-нибудь подходящий мотив. Приколите на стене в детской комнате таблицу с названиями дней недели и каждый раз, поднимая ребенка утром с постели, показывайте ему, какой сегодня день. Можно также сделать своего рода циферблат с названиями дней недели, и тогда малыш сможет сам переводить стрелку на нужный день. Обратите внимание ребенка на то, что некоторые события его жизни повторяются в определенные дни: поход в бассейн, занятия танцем, приход бабушки и т.д. Когда он хорошо выучит дни недели, познакомьте его с названиями месяцев. Повесьте в детской комнате календарь и каждый вечер зачеркивайте вместе с малышом истекший день. Напоминайте ему, какой сегодня месяц и день, и показывайте их место на календаре. Пусть ребенок сам зачеркивает дату, даже если он еще не знает цифры (кстати, это хорошая прелюдия к означенному знакомству). 

7. Последовательность названий или цифр

Ребенок легко выучивает любой ряд следующих друг за другом названий, букв или цифр. Но ему трудно найти в нем место для какого-нибудь одного его элемента. Чтобы помочь малышу в этом, вырежьте карточки из картона и напишите на каждой одну цифру (от 0 до 10) или день недели, или месяц, или букву. Научите ребенка расставлять карточки в нужном порядке и отвечать, между какими двумя членами ряда находится та или иная цифра, буква и т.д. Когда он будет хорошо справляться с этим, имея весь ряд перед глазами, спрячьте карточки и предложите малышу ответить на те же вопросы по памяти. (Вы, конечно, должны показывать ему карточки в тех случаях, когда он затрудняется с ответом.) 

8. Название классов понятий, объединенных общим признаком

Есть два типа упражнений. Первое упражнение: вы называете три слова, а ребенок говорит, как их можно назвать одним общим словом: 

  • Кукла, мячик, кубики ИГРУШКИ 
  • Желтый, оранжевый, фиолетовый ЦВЕТА 
  • Камилла, Жюли, Пьер ИМЕНА 
  • Стул, шкаф, стол МЕБЕЛЬ 
  • Молоко, вода, кофе НАПИТКИ 
  • Апельсин, яблоко, банан ФРУКТЫ 
  • Рубашка, брюки, шорты ОДЕЖДА 
  • Молоток, отвертка, пила ИНСТРУМЕНТЫ

Речевое развитие: чтение

Для развития речи ребенка очень важно читать ему вслух, лучше ежедневно. Привить малышу любовь к чтению книг - ваша главная задача. 

1. Контакт с книгой

Как можно скорее приучите вашего ребенка рассматривать вместе с вами книгу с картинками, при этом иллюстрации вы должны ему пояснять. Приучите ребенка следить за тем, что вы ему рассказываете. Перескажите малышу книгу, где с помощью картинок изложена самая простая история: про утенка, который ищет свою маму, или же про щенка, который услышал мяуканье и стал всех на ферме расспрашивать, кто же сказал "мяу"... Или же возьмите книжечки из серии "Для самых маленьких", реалистические рисунки которых нравятся детям. Расскажите, например, малышу историю "Мартина больна" только по картинкам, не обращая никакого внимания на текст. 

В период, пока малышу один-два года, часто повторяйте одни и те же истории. Когда вы почувствовали, что ребенок научился следить за ходом простого рассказа, подберите ему книжки на этот раз уже не для изложения по картинкам, а для чтения, с коротким и живым текстом. Беттельгейм выдвинул интересную идею о важной роли волшебных сказок в формировании личности ребенка. По его мнению, детям для снятия чувства тоски и страха совершенно необходимы полные драматического эффекта сказки, которые обычно рассказывают бабушки. 

Детская современная литература, которая стремится вытеснить старые сказки, лишает ребенка чего-то важного, так как из ее подслащенных книг начисто вытравлены понятия о ненависти, ревности, смерти и т.п. Малыш нуждается в трагических переживаниях, а ему подсовывают мелкие чувства. Обязательно пересказывайте ребенку то, что вы только что прочитали. Каждая последующая книжка должна быть несколько сложнее и длиннее предыдущей. Не читайте монотонно! Объясняйте ребенку новые слова. Разделите книжку на отрывки, которые будете читать малышу каждый день. Действуйте по методу Эхтернаха (Echternach): шаг назад, два шага вперед; то есть прочтите снова то, что ребенок слышал накануне, и только потом приступайте к следующему кусочку, который должны повторить ему завтра. Закончив книжку, перечитайте ее еще раз. Таким образом, каждую книжку вы прочтете малышу трижды и только потом перейдете к следующей. Трехлетнему ребенку можно читать книжки из серии "Классический Дисней", конечно, в зависимости от того, какой именно диснеевский фильм ваш малыш уже видел или какой фильм вы собираетесь ему показать. 

2. Великие мифы

У трехлетнего ребенка уже, как правило, достаточно развита речь и накоплен определенный словарный запас. Теперь в программу занятий можно включить изучение великих мифов: Библии, греческой и римской мифологии. Только вы, и более никто будете изучать с вашим ребенком основы культуры, ведь школа от этого отказалась давным-давно. Тем более важно этим заниматься. Кроме того, вы сможете находить параллели в живописи (см. главу "История искусства и рисование"). Каждую книгу по мифологии можно будет читать долго, по частям. Если вы с вашим малышом занимаетесь историей Франции, возьмите хорошую книгу на эту тему и прочтите ее. 

Следуя системе, которую я рекомендовала, начинайте прямо с Гуго Капета и дойдите до наших дней. После этого скажите ребенку: "Теперь давай посмотрим, что же происходило до Гуго Капета, когда Франции как таковой еще не существовало", и прочтите ему начало книги. "Маленький принц" А. Сент-Экзюпери и "Алиса в стране чудес" Л. Кэрролла - вот две прекрасные книги, которые можно читать в первый раз детям в возрасте трех-четырех лет. Если вы хорошо "преподнесете" их ребенку, увлекательно объясните сложные места, то они просто очаруют малыша. Они запомнятся ему и войдут в его духовный мир, и ребенок прочтет их снова и снова, когда уже сумеет это сделать сам. 

3. Словарный запас

Расширение словарного запаса ребенка должно стать вашей повседневной задачей. Поэтому следите за своей речью, разговаривая с малышом, избегайте жаргонных, вульгарных слов. Не допускайте, чтобы ваша мысль выражалась туманно и неопределенно. Почаще употребляйте синонимы используемых вами слов. В то же время не забывайте о простонародном говоре, он поможет ребенку войти в другую языковую среду. Если малыш с детства будет слышать не только правильную речь, это даст ему реальное и более полное ощущение языка. Для расширения словарного запаса ребенка можно делать систематические упражнения, включающие редкие слова. 

Изготовьте карточки по приводимому ниже образцу, они позволят вам заниматься с детьми во время долгих поездок. Звуки, издаваемые животными, птицами, насекомыми. Каждый раз, когда вы рассказываете ребенку, например, о каком-нибудь животном или птице, не забудьте упомянуть о том, как называется звук, который они издают. Когда малыш выучит весь составленный вами список, затейте с ним игру: "Какая птичка так поет?" и "Как лает собачка?" Вот примерный перечень слов, который может вам помочь: Пчела-жужжит Осел-ревет Утка-крякает Кошка-мяукает Кузнечик-стрекочет Петух-поет, кукарекает Ворона-каркает Индюк-кулдыкает Лягушка-квакает Кабаны, свиньи-хрюкают Лошадь-ржет Коза-блеет Собака-лает Сова-ухает Гусь-гогочет Голубь-воркует Сорока-трещит Корова-мычит Слон-трубит Тигр, лев-рычит

Двигательное развитие

Эволюция двигательной активности осуществляется в течение нескольких этапов. Стимулирование этого процесса состоит в том, чтобы побуждать младенца переходить от одного этапа к другому. Важно помнить, что неоценимую помощь оказывает плавание. Если с малышом занимаются плаванием продолжительное время и, главное, регулярно, то оно приносит ребенку радость, придает ему смелость, повышает его сопротивляемость заболеваниям, развивает чувство равновесия. У малыша возникает ощущение легкости своего тела, что делает его более подвижным. Наконец, плавание увеличивает объем легких (то есть снабжение организма кислородом, улучшающим в свою очередь работу мозга). Учить ребенка плавать нужно с самого его рождения. Контрольный возраст для этапов двигательной активности неодинаков: он определяется различиями в развитии детей, воспитываемых с опережением, и детей, воспитываемых с некоторым (по нашему мнению) отставанием. Средняя величина расположена посередине. 

1. При рождении 

При рождении ребенок способен двигать руками и ногами, но не может перемещаться. Следующий этап состоит в ползании, то есть в передвижении на животе. Вот несколько упражнений, чтобы преодолеть этот рубеж. 

Кроватка должна быть достаточно большой, чтобы малыш мог там свободно поворачиваться и во сне, и после пробуждения. Доман рекомендует сделать самодельную кроватку. Основная идея - кроватка должна быть такой, чтобы малыш чувствовал каждое свое движение. Соедините три доски так, чтобы получился желоб шириной около 40 см, высотой 15 см и длиной не менее 120 см. Оббейте его дно мягкой тканью толщиной 3 см, а сверху - клеенкой. Ребенок должен спать в теплой комнате, легко одетым. При каждом движении он обязательно соприкасается с боковыми стенками и при этом познает, для чего же служат те мелкие движения, которые он совершает инстинктивно. Для активных младенцев нужно предусмотреть упор на другом конце кроватки. 

Положение на животе

В течение дня приучайте младенца лежать на большом матраце или просто на полу. Положение на животе предпочтительно как для сна, так и для бодрствования на ковре в окружении своих визуальных стимуляторов (яркие игрушки, кусочки ткани, различные предметы). Положение на спине позволяет малышу исследовать свои руки и развивает хватательный рефлекс, но лучше класть ребенка на спину лишь тогда, когда вы хотите с ним поиграть. 

Наклонная плоскость

Это гладкая доска (150*100 см), один конец которой на высоту 20 см приподнят от пола. Посадите ребенка на высокий край доски и дайте ему съехать вниз. Упражнение делается под наблюдением взрослого. 

Гимнастика: 

  • скрестите ручки малыша на груди, и слегка потяните за них, 
  • повторите упражнение, но теперь та рука, которая находилась снизу, должна быть сверху; 
  • сделайте то же самое упражнение, но для ног; 
  • затем скрестите, скажем, левую руку и правую ногу так, чтобы при этом рука была снизу, а нога сверху; 
  • пощекочите ребенка и опрокиньте (сначала тихонько, потом все сильнее и сильнее), это укрепляет мускулатуру; 
  • положите младенца на плечо и покружитесь вместе с ним; держите малыша крепко на руках и заставьте его "поплавать" в воздухе; 
  • положите младенца животом на большой резиновый шар и, крепко держа его, двигайте шар во всех направлениях, следя за тем, чтобы малыш не ударился обо что-нибудь затылком. Желательно надеть на него специальный пенопластовый воротник, обшитый тканью. Это предотвратит удар. 

2. В период между первым и четвертым месяцами: ребенок начинает ползать. 

Манеж

препятствует развитию подвижности. Рекомендуется не использовать его совсем или применять очень ограниченно. Гораздо лучше приспосабливать комнату к ребенку, чем ребенка к комнате. Нужно организовать для малыша большое пространство, где он мог бы, находясь в безопасности, резвиться в свое удовольствие. 

Равновесие

Стенки некоторых детских кроваток имеют сбоку твердую планку. Поддерживая малыша, направляйте его, чтобы он сделал (пока инстинктивно) свои первые шаги вдоль этой планки (своеобразная подготовка его к выполнению упражнений на бревне). Если кроватка для этого не годится, положите на пол планку шириной около 10 см и предложите малышу переступать вдоль нее. 

Положение на четвереньках

Когда ребенок пытается встать на коленки, помогите ему, поддерживая его ноги руками. Гимнастика . Упражнения носят тот же характер, что и на предыдущем этапе, но по мере того, как ребенок растет и крепнет, усложняются. Очень важно следить за ритмом развития двигательной активности малыша. Если вы будете форсировать обучение, ребенок испугается и перестанет осваивать новые движения. Если же вы, напротив, сможете работать с ним, не спеша, то он, несомненно, захочет показать вам, что его такой темп не устраивает и что ему хочется заниматься еще и еще. Необходимо соблюдать крайнюю осторожность и следить за тем, чтобы малыш не ударился затылком. 

3. Период между четырьмя и двенадцатью месяцами: ребенок начинает передвигаться на четвереньках. 

Положение стоя

Поместите в пространство, отведенное для малыша, какие-либо предметы или мебель, это поможет ребенку стоять, опираясь на что-нибудь. Нужно, чтобы предметы были достаточно длинными и позволяли ребенку ходить вдоль них. Разместите такие предметы на небольшом расстоянии друг от друга, тогда ребенок сможет делать первые шаги, передвигаясь от одного предмета к другому. 

Свободное перемещение

Малыш уже вырос и может сам ходить по дому. Подготовьте помещение так, чтобы ему это было удобно. Ценные и опасные предметы поставьте вне зоны его досягаемости. 

Побуждение к ходьбе.

Во время прогулки заставляйте малыша ходить, держа его за руки. Когда он стоит, опираясь на что-нибудь, позовите его к себе так, чтобы он сделал несколько шажков и, пришел к вам в руки. Дети любят такие упражнения, поэтому даже если ваш малыш кажется ленивым, делайте их ежедневно по несколько минут каждый раз. 

Лестница

Если у вас в доме есть лестница, поощряйте ребенка взбираться на нее, конечно, под вашим присмотром. Вероятно, ему это понравится, и надзор станет носить чисто пассивный характер. Если лестница деревянная или покрыта ковром, поставьте на высоте пяти ступенек "непреодолимое" препятствие, положите внизу подушки или матрац, и риск будет полностью исключен, особенно если учесть, что дети прекрасно умеют падать. Если же в вашем доме лестницы нет, сделайте ее сами. Большие полые кубы можно очень удачно использовать, чтобы стоять, прятаться, ползать и стучать по ним, отбивая ритм, а также убирать в них игрушки. Это гораздо интереснее, чем складывать игрушки в специальный ящик или в чулан. Несколько больших полых кубов (квадратных или прямоугольных) - идеальная меблировка детской комнаты. 

Равновесие

- чрезвычайно важный фактор. Для выработки равновесия можно купить детское гимнастическое бревно или сделать его самим: три доски шириной 10 см, длиной 2- 2,5 м (в зависимости от размеров помещения) соедините с помощью уголков под прямым углом. Укрепите этот своеобразный мостик на поперечных планках длиной 30 см, расположенных на расстоянии 50 см друг от друга. Если же вы совершенно не в состоянии сделать такой гимнастический снаряд, положите на пол во всю длину комнаты планку шириной 10 см. Не дожидаясь, пока ваш ребенок станет ходить, научите его ставить ножку за ножкой и перемещаться по этой планке вперед. Побуждайте его играть на полу одного. 

Брахиация

- это передвижение вдоль горизонтальной лестницы, укрепленной над головой, с помощью рук. Малыш перехватывает одну за другой перекладины лестницы руками, повиснув на них, как обезьянка. Упражнение развивает также объем грудной клетки и благоприятно действует на снабжение мозга кислородом. К этому упражнению можно переходить, когда младенец научится висеть на палочке. Ребенка нужно крепко держать, пока он хватается за каждую следующую ступеньку. В дальнейшем, когда вы почувствуете, что малыш уже может обойтись без вашей помощи, ослабьте страховку. Если делать это упражнение ежедневно, то уже примерно в три года ребенок сможет выполнять его самостоятельно. Чтобы малышу было интересно, советую родителям заниматься вместе с ним. Для этого нужна прочная лестница, укрепленная на такой высоте, чтобы взрослый мог висеть на ней, не касаясь, пола, а малыш, упражняясь, не боялся упасть с большой высоты. Лестница длиной 3-5 м должна иметь ширину 40 см, расстояние между перекладинами диаметром 2 см не более 15 см. 

Игры на воздухе и в помещении

Автомобильчики без педалей и маленькие тобогганы (спортивные санки) позволяют детям максимально развить двигательную активность. Надо только постоянно помогать им и подбадривать, чтобы они не боялись упасть. 

Гимнастика 

  • Положите малыша на плечо и на внутренний сгиб локтя и покружитесь вместе с ним, меняйте положение: ребенок лежит на локтевом сгибе на спинке, на животе, на боку; 
  • вместе с кем-нибудь возьмите ребенка за кисти рук и за лодыжки и раскачивайте его; 
  • то же упражнение, но теперь уже держа за одну кисть и одну лодыжку; 
  • возьмите ребенка за кисти рук лицом вверх и покружите его то в одну, то в другую сторону; 
  • то же упражнение, но держа ребенка за ноги; 
  • то же упражнение, держа малыша сначала за правую руку и правую ногу, а потом за левую руку и левую ногу; 
  • возьмите ребенка под мышки, подбросьте в воздух и поймайте его. 

Большой пляжный мяч

Положите ребенка животом на мяч, который вы будете катить вперед, не держа малыша при этом. Схватите ребенка за ноги, прежде чем его голова коснется земли. 

Кувырки

Научите ребенка втягивать голову и перекатываться вперед. Когда малыш к этому привыкнет, положите его на спину, руки прижмите к голове и потяните вверх за ноги, чтобы помочь ему сделать кувырок назад. 

Ходьба на руках

Переверните ребенка вверх ногами и заставьте походить на руках. Потом скажите, чтобы он прижал подбородок к груди, и закончите все кувырком. 

N.B. Пока ребенок очень мал, делайте эти упражнения на твердом матраце. Будьте очень осторожны, но не слишком перестраховывайтесь. Нужно привить ребенку вкус к рассчитанному риску и абсолютную веру в вас. Существуют прекрасные курсы гимнастики для младенцев, но их пока еще мало. Описанная выше серия упражнений позволит выработать равновесие у ребенка, заставит его ощутить собственное тело и почувствовать силу своей мускулатуры. 

4. В период между восемью месяцами и двумя годами ребенок начинает ходить. 

Вкус к ходьбе. Если ребенок выражает желание ходить (а понять это можно, увидев, как он самостоятельно, без поддержки, переходит комнату один), наступает момент, когда вы должны заставить его полюбить новый для него вид движения. Прежде всего, нужно перестать использовать коляску, кроме тех случаев, когда в ней есть необходимость. Подобный период довольно сложен, так как оказывается, что помогать ребенку в ходьбе не так-то просто. Самое лучшее время для этого - дневная прогулка. Выберите для вашего путешествия цель, например квартал, где находится ваш дом. Сначала пройдите 50 метров, потом понемногу увеличивайте расстояние. Вы должны все время держаться оживленно и уверенно. Это должно придать смелости малышу. Воспользуйтесь прогулкой, чтобы петь песенки, говорить считалки, рассказывать разные истории. Часто ребенок начинает проситься на руки, возьмите его, но пронесите немного, сказав: "Хорошо, я понесу тебя, но только вон до того дерева!" Пронеся его на руках метров десять, вы иногда добьетесь, чтобы он прошел потом сам 50 метров. Домой малыш должен возвращаться пешком, так как в этом случае он скорее запомнит свои самостоятельные подвиги, чем, то время, когда он "ехал" на руках. 

Длинные прогулки

Если есть хоть какая-то возможность, совершайте с ребенком длительные прогулки. Достаточно тренированный малыш может пройти пять-шесть километров по сложным дорогам уже в возрасте полутора-двух лет. Конечно, нужно держать его за руку, петь ему песенки и рассказывать что-либо интересное, чтобы шагалось веселее. Но как замечательно гулять всей семьей пешком и не тащить на спине ребенка, становящегося все тяжелее и тяжелее. Чтобы научить ребенка бегать, нужно заставлять его ходить все быстрее и быстрее, пока он не побежит сам и не обрадуется этому новому ощущению. Когда он поймет, что для него означает бег, устраивайте во время прогулок одну или две пробежки. Покажите ребенку, до каких пор вы можете пробежать вместе, чтобы он видел перед собою цель. Если же вы бегаете по утрам трусцой, то берите его с собой. 

Прыжки

Есть два вида прыжков: первый, чтобы победить страх (например, кинуться с какой-то высоты к вам в руки), второй - при котором ребенок должен просто научиться прыгать (например, через пороги в квартире). Показав малышу, как это надо делать, станьте лицом к нему, возьмите его за руки и заставьте спрыгнуть к вам вниз со ступеньки. Дети обожают такие прыжки! Когда малыш научится хорошо прыгать, покажите ему, как можно прыгнуть на верхнюю ступеньку, потом прыгать на одной ножке и т.п. 

5. В возрасте от двух до шести лет ребенок учится бегать. Следующий этап - дети учатся прыгать на одной ножке, толкать мяч и т.п. Это происходит в возрасте 3-6 лет. Толчковая нога определяется тем, является ли ребенок левшой или правшой. 

Физическая активность

Можно соединить все, чем ребенок уже овладел за предыдущие месяцы. Очень важно чередовать ходьбу, бег, умение сохранять равновесие, делать прыжки. 

Танцы и ритмическая гимнастика

Когда малыш научится бегать, он готов к занятиям ритмическими танцами. В группы ритмики принимают обычно с трех лет. Достаточно развитый ребенок и в два года часто бывает готов к подобным занятиям, если родители и педагоги дают ему время адаптироваться психологически. Иногда малышу в таком возрасте может понадобиться несколько месяцев только наблюдения за уроками танца, чтобы он начал участвовать в занятиях. К сожалению, немногие взрослые понимают, что этот период так же важен, как и сами занятия. Часто случается, что потом, когда ребенок соглашается заниматься, за два урока он догоняет группу. 

Наблюдение за старшими

Желательно, чтобы малыш в возрасте до двух лет мог наблюдать раз в неделю, как занимаются физическими упражнениями дети на год старше его. 

Все виды спорта

В этот период можно обучать ребенка любому виду спорта, который вам доступен: лыжи, верховая езда, гимнастические снаряды, коньки, велосипед, танцы и, конечно, плавание. 

Другие статьи по теме

Комментарии

Если вы хотите оставить комментарий - пожалуйста, авторизуйтесь.