Методика раннего развития Зайцева Н. А.

Пособия Н.А.Зайцева, главным и наиболее известным из которых являются "Кубики Зайцева", основаны на естественной потребности любого ребенка в игре (это, прежде всего игры, а потом уже пособия). Подробнее о необходимости развития ребенка читайте в нашей статье "Нужно ли ребенку раннее развитие".

Об авторе

Николай Александрович Зайцев - филолог по образованию и педагог с большим стажем. Разработал новые подходы в обучении чтению, счету и письму. Наиболее популярная среди родителей методика Зайцева – обучение чтению через игру.

Суть подхода

Пособия Н.А.Зайцева, главным и наиболее известным из которых являются "Кубики Зайцева", основаны на естественной потребности любого ребенка в игре (это, прежде всего игры, а потом уже пособия). Методика Зайцева направлена на развитие таких органов чувств, как осязание, слух, зрение, что в последствие обеспечивает активное развитие речи и творческих задатков детей. 

Принципы игры «Кубики Зайцева»:

  • Единицей строения речи у Зайцева является не звук, буква или слог, а склад – пара согласной и гласной букв, или согласной с твердым или мягким знаком, или вовсе лишь одна буква. К примеру, «со-ба-ка», «па-ро-во-з», «а-и-с-т», «о-а-зис» и т.д. «Склады», в отличие от слогов, - это части слов, наиболее приближенные к живой артикуляции. 
  • Разные склады написаны на гранях кубиков. Всего их в наборе 52. Семь из них повторяются, чтобы малыш мог сложить из них самые простые и знакомые ему слова, такие как «па-па», «ма-ма» и подобные на первых порах обучения. 
  • Все кубики различаются по цвету, объему, весу и звучанию наполнителя, раздающемуся при их встряхивании. Это способствует непроизвольному запоминанию им складов, определения их мягкости, твердости, глухости или звонкости.
  • Дополнительными материалами для занятий служат специальные таблицы и музыкальные записи, под которые ребенок пропевает «склады» и строчки таблиц на мотивы разных мелодий. Таблицу с написанными складами необходимо повесить на стену, а под ней расположить полку, на которой он и будет составлять слова из кубиков. Взрослый будет показывать ему указкой склады, а кроха - искать подходящие кубики. 
  • Заниматься по методике надо не реже двух раз в неделю по 25 минут.

Плюсы

  • Обучение строится в увлекательной форме: все, что требуется от детей – играть  разноцветными кубиками и петь. В итоге обучение и запоминание происходит в легкой и непринужденной атмосфере. 
  • Ребенок учиться разбивать слова на слоги, правильно ставить ударение, делать звукобуквенный анализ слов, составлять предложения, а в конечном итоге читать, считать и писать. 
  • Эффективность методики доказана: через 15-20 часовых занятий дети четырех-пяти лет начинают читать, складывать и вычитать в пределах ста. К шести-семи годам не менее 80-90% детей способны учиться по нынешним программам для второго, третьего, четвертого классов. 
  • Пропевание складов, различение звучания кубиков способствуют развитию музыкального слуха и чувства ритма.  
  • Методика подходит также для слабовидящих, слабослышащих детей, и тем, для кого русский язык не является родным. 

Минусы

  • Методика Николая Зайцева не является комплексной и способствует, в первую очередь, речевому и познавательному развитию.  
  • О необходимости раннего обучения чтению ученые спорят до сих пор. Дело в том, что в 2-3 года у детей интенсивно развиваются отделы мозга, ответственные за звуковой анализ речи, и ориентация на зрительную информацию при восприятии слов может нарушать естественный ход развития. 
  • Есть мнение, что у детей, обучавшихся чтению по методике Зайцева, в школе могут возникнуть трудности при разборе слова по составу. Подробнее о других способах развития читайте в нашей статье "Подбор методик для развития способностей ребенка".

Другие статьи по теме

Комментарии

Если вы хотите оставить комментарий - пожалуйста, авторизуйтесь.